Зачем нужна предпроектная аналитика при создании мобильного приложения или сайта
Зачем нужна предпроектная аналитика при создании мобильного приложения или сайта
В наше время все крупные продукты или услуги имеют своё мобильное приложение или сайт. Если вы уже задумались о создании приложения или сайта для вашего бизнеса, то примерно представляете, на какие этапы делится этот процесс. И если более или менее понятно, для чего нужны техническое задание, дизайн и разработка, то значение предпроектной аналитики ясно не всегда.
Брифование
Сначала мы проводим брифинг с заказчиком, чтобы выяснить цель создания приложения, целевую аудиторию, желаемые результаты, пожелания по дизайну. Заказчики могут заполнить форму на нашем сайте либо можно провести небольшое интервью на 1-2 часа.
Так мы понимаем, какую потребность бизнеса надо закрыть, кто наш будущий пользователь и каковы его потребности. Выясняем, как пользователи будут взаимодействовать с продуктом, его основные функции, уточняем желаемые сроки и бюджет проекта.
На этом этапе закладывается основа для будущего исследования.
Рис.1 Пример страницы брифа
Анализ конкурентов
Изучив конкурентов, вы поймёте, надо ли от них отстраиваться или, наоборот, пристраиваться. Узнав о недостатках другого приложения, можно не допустить подобных ошибок в своём. А удачную стратегию можно позаимствовать.
Во время исследования мы составляем список крупных игроков в данной отрасли. Например, конкурентами приложения для сети аптек будут Еаптека, Аптека Вита, Здравсити, Планета здоровья и др. В процессе мы:
- Анализируем их рейтинг в App Store и Google Play, обращаем внимание на отзывы пользователей, уникальные функции.
- Изучаем основные экраны приложений, чтобы понять, насколько оно закрывает потребности пользователей.
- Обращаем внимание на современность, актуальность интерфейса и дизайн.
- Составляем таблицу или презентацию с подробным анализом.
Анализ конкурентов позволит выявить сильные и слабые стороны уже существующих продуктов и создать основу для разработки будущего приложения. Помимо оценки плюсов и минусов других продуктов, можно выяснить, как они справляются с возможными сложностями. Например, в сервисе для грузоперевозок клиенты зачастую теряются в огромном потоке предложений, поэтому было принято решение объединять заявки в группы по тем или иным параметрам.
На этом этапе мы решаем, какие функции стоит использовать в будущем приложении, а от каких лучше отказаться.
Рис.2 Пример анализа конкурентов
Анализ целевой аудитории
При проектировании приложения важно понимать, кто будет им пользоваться. Зная образ ЦА, можно сделать приложение с функциями и дизайном, которые будут понятны и понравятся конкретной группе пользователей.
Для анализа ЦА проводится исследование отзывов об аналогичных продуктах, форумов, анкет пользователей клиента. Для более глубокого погружения проводятся небольшие интервью (10-20 вопросов) с несколькими потенциальными пользователями. Так мы узнаем боли пользователей продукта, и как мы можем их решить, а при необходимости даже внести изменения в первоначальный проект.
А в будущем, зная ЦА, можно выпускать обновления, ориентированные именно на вашего клиента, а также определить правильную стратегию развития продукта.
Рис.3 Пример анализа ЦА
Разработка структуры приложения или сайта
На этом этапе мы составляем схему, на которой показываем возможные сценарии развития событий, основные экраны и блоки на них. Показываем, как пользователь будет попадать на тот или иной экран. Структура обычно представлена в виде блок-схем (Mind Map), на которых показаны экраны и схемы перехода между ними.
Структура приложения систематизирует полученные ранее данные, а также позволяет увидеть, насколько продукт будет логичен и понятен для пользователей, например, удобна ли навигация.
Рис.4 Пример структуры
Все идеи и наработки, полученные на этапе предпроектного анализа, переносятся в техническое задание. В нём указываются требования к дизайну, функциональности, этапы и сроки реализации, используемые технологии.
Итак, во время предпроектной аналитики мы проверяем идею заказчика на работоспособность, собираем удачные решения, формализуем требования, оцениваем сроки и стоимость разработки, выявляем вектор развития проекта.