Что такое информационная безопасность?
Информационная безопасность — это набор различных мер и практик по защите информации от посторонних лиц. Эти меры направлены на предотвращение несанкционированного доступа, раскрытия, уничтожения, копирования и изменения информации. Ключевое направление ИБ — защита целостности информации, конфиденциальность и безопасность хранения данных. Конфиденциальной информацией называют персональные данные, коммерческую, профессиональную, служебную и государственную тайны. Информацией в данном случае может быть любой документ, как материальный, так и нематериальный, представляющий собой знания или объект правообладания, а также иная интеллектуальная собственность, хранящаяся в электронном виде.
Зачем нужна информационная безопасность?
В любой компании в базах данных хранятся сведения, касающиеся результатов бизнес-деятельности, интеллектуальная собственность организации, а также персональные данные сотрудников, руководства, инвесторов и партнеров. Разглашение любой такой информации как минимум может привести к появлению серьезных репутационных рисков или к потере преимуществ перед конкурентами, снижению доходов, возникновению производственных конфликтов и закрытию бизнеса. Чтобы не допустить подобного развития событий, нужно вовремя обеспечивать защиту данных, выявляя как внешние, так и внутренние угрозы информационной безопасности, пресекая любые попытки несанкционированного доступа к информационным системам организации.
Виды и причины возникновения угроз
Информационные угрозы делятся на преднамеренные — которые люди, будь то сотрудники или киберпреступники, провоцируют специально с целью нанести ущерб, или выкрасть какую-то информацию, или уничтожить данные — и непреднамеренные — то есть допущенные по неосторожности или неопытности, включая совершенные с использованием социальной инженерии.
Существует несколько видов потенциальных угроз информационной безопасности:
- Контент нежелательного содержания, с помощью которого злоумышленники проникают внутрь устройства и внедряют вирус, червь или троян. Для этих целей чаще всего используют нелицензионный софт или запрещенные сайты, а также спам-рассылку.
- Несанкционированный доступ. Злоумышленники могут подобрать, перехватить или украсть права доступа одного из доверенных лиц, довольно часто такое происходит из-за бреши в системе безопасности.
- Утечка информации — процесс, при котором происходит неправомерная передача конфиденциальной информации третьим лицам. Иногда похищение такой информации происходит из-за халатности или злого умысла сотрудников.
- Потеря информации — окончательная утрата какой-либо информации, без возможности восстановления. Часто происходит в результате действий злоумышленников, которые злонамеренно атакуют серверы и компьютеры, где хранится информация, с целью вывода их из строя, в частности с использованием DDoS-атак.
- Мошеннические действия. Самым распространенным действием является фишинг с целью присвоения финансовых активов или какой-либо ценной информации. Мошенники для достижения своих целей используют IT-технологии все чаще и чаще.
Какие проблемы решает информационная безопасность
Угрозы информационной безопасности — это реалии современной жизни. От них никуда не деться и не скрыться, но можно защититься, если применять рекомендуемые меры защиты по сохранению и контролю доступа к конфиденциальной информации, которые должны разрабатываться и реализовываться постоянно, независимо от IT-инфраструктуры.
Наличие информационной безопасности в организации многократно снижает риск утечек данных, что для бизнеса очень важно.
К организации информационной безопасности нужно подходить комплексно, начав с аудита существующей инфраструктуры с привлечением сторонних специалистов. Только такой подход позволит предотвращать утечки данных, а не бороться с их последствиями.